Физикам удалось скрутить свет в ленту Мебиуса - RuLife.ru

31.01.2015
Физикам удалось скрутить свет в ленту Мебиуса

Физикам из Германии, Канады, Италии и США впервые удалось скрутить свет в ленту Мебиуса. Им удалось свернуть луч лазера в ленту Мебиуса при помощи специального устройства, которое физики называют «q-пластиной».

Эксперимент по изготовлению ленты Мёбиуса из поляризации света представляет огромный интерес не только для специалистов, изучающих фундаментальное понимание оптической поляризации, но и для инженеров, занимающихся созданием сложных структур в микро- и наномасштабах. Европейские и американские физики создали «световой» аналог знаменитой ленты Мебиуса — математического объекта, обладающего одной поверхностью и одной гранью, что в перспективе можно использовать для производства экзотических метаматериалов и уникальных фильтров, пропускающих только определенные молекулы, говорится в статье, опубликованной в журнале Science. Электрическое поле в этом луче существует в трёх измерениях, а сам сфокусированный пучок владеет специфическим набором поляризации и интенсивности.

Для создания структурированного луча и изменения поляризации ученые использовали несколько оптических инструментов.

Работа Бойда и его коллег, по сути, показала, что теория Исаака Фройнда (Isaac Freund) из университета Бар-Илан в Израиле, выдвинутая в 2005 году, является практически реализуемой. В результате получилась поляризационная структура типа ленты Мёбиуса с тремя или пятью скручиваниями.