Почему мы не можем знать имена владельцев супермаркетов - RuLife.ru

Экономика
22.11.2012
Почему мы не можем знать имена владельцев супермаркетов

Почему мы не можем знать имена владельцев супермаркетов

 

 

Быстротекущи события последних лет. За иными не успеваешь следить. Давно ли нам представляли универсамы как современную и прогрессивную систему торговли? И где они сегодня? Их нет. Под их крышами десятки самых разных субъектов хозяйственной деятельности — торгуют кто чем горазд.


 Об этом мы беседуем с начальником управления потребительского рынка Харьковского горсовета Игорем Александровичем Тереховым. Он соглашается: уже в 2000 году универсамы утратили свою актуальность. Их директора, как правило, «люди из советского времени», не смогли быстро перестроиться, вписаться в рыночную экономику. Ведь как привыкли работать? Им выделяли лимиты, они выбивали под них товары и реализовывали их. Когда пришло новое время, и рынок потребовал иных подходов, самостоятельных решений, они растерялись, и многие, чтобы удержаться на плаву, стали отдавать торговые площади универсамов в аренду. Арендатор сам определял, чем торговать. Так из универсамов исчезли продукты питания, а на прилавках появились предметы бытовой химии, галантереи, кое-где залы заняла мебель. Это была уже неупорядоченная торговля, - сообщает издание АБЗАЦ.


 Позже на рынке появились продвинутые, более адаптированные к рыночным отношениям люди. Они помотались по свету, в цивилизованных странах ознакомились с организацией торговли и вернулись домой с новыми идеями.


 Примерно в 2000 году в Харьков «зашли» одна-две киевские коммерческие структуры. Тогда был открыт первый супермаркет в нашем городе — «Еврамарт». Это была революция в торговле. У посетителей супермаркета, что называется, глаза разбегались от обилия товаров в отдельно взятом магазине. Конечно, с позиций сегодняшнего дня можно говорить, что далеко не все тогда там было совершенно. Не та выкладка товаров, недостатки в кассовом обслуживании. Но первый опыт показал: это бизнес, которым стоит серьезно заниматься. Тогда за дело взялись харьковские структуры. Ими были открыты супермаркеты «Рост», «Таргет», позднее «ЮСИ» и системы «Класс».


 Несомненно, супермаркеты составили жесткую конкуренцию продовольственным рынкам. Удобство и высокая культура обслуживания — все, что нужно, можно купить в одном месте, — изобилие продуктов и сопутствующих товаров. Сегодня в наиболее крупном супермаркете продается более 30 тысяч наименований товаров. Можно осмотреться, выбрать что нужно, никто тебе в затылок не дышит, при желании получишь необходимую консультацию от работников супермаркета, они проходят специальное обучение.


 Владельцы супермаркетов, борясь за покупателей, предлагают комплекс услуг. Организованы и площадки для парковки автомашин. Заботятся о кондиционировании воздуха торговых помещений, чтобы в знойное лето покупатель не утомлялся от жары.


 От Игоря Александровича Терехова я узнала, что, кроме 25 супермаркетов, которые сегодня функционируют в городе, строятся еще 15. Выделены под них земельные участки. Уменьшена сумма отчислений в бюджет от стоимости проектно-сметной документации с 25 до 5 процентов. Но нужно ли городу так много супермаркетов? Нужно, убежден Терехов. Он привел цифры: в Харькове более 60 рынков и торговых площадок, что характеризует огромный потребительский спрос.


 Меня интересовал вопрос: существует ли конкуренция между супермаркетами? Договариваются ли владельцы между собой, в частности, о ценовой политике?


 По словам Терехова, конкуренция есть. И она будет ужесточаться, но, заметил, это в интересах покупателя. Ведь понятно, что покупатель пойдет туда, где более низкая цена при высоком качестве продукта. И поэтому специалисты супермаркетов отслеживают (этим занимаются маркетинговые службы) цены у конкурентов, - пишет издание Новости Украины в рубрике "Общество".


 Объективно можно констатировать: разбежность в ценах, если и существует, то незначительная. Поэтому смею предположить, что определенная договоренность все же есть.


 Главное преимущество супермаркетов — это система скидок на цены. У каждого свои правила игры. Скажем, в супермаркете «Класс» в понедельник вы можете сделать покупки по оптовым ценам (они ниже розничных). То же правило действует при покупке товаров на сумму более 100 гривен.


 Супермаркеты, говорили мне, работают на невысоких процентах прибыли, в основном же доходы получают за счет больших товарооборотов. Их владельцы понимают: застой в торговле губителен, и это заставляет их постоянно думать о завтрашнем дне. В супермаркетах появились новые направления обслуживания, например, продажа кулинарных изделий. То есть можно купить не только полуфабрикаты, но и готовые блюда, которые остается только подогреть.


 Большой ассортимент, например, товаров для гриля предлагает супермаркет «Билла». Его хозяин, иностранный инвестор, более ориентирован на западные стандарты.


 Хорошая кулинария в «Росте», большой ассортимент рыбной, молочной продукции, прекрасные кондитерские изделия в «Таргете».


 Думаю, покупателям интересно было бы знать, кто владелец того или иного супермаркета. Мне назвали частные фирмы — владельцы супермаркетов, но не конкретные имена.


 Узнала, что «Рост» принадлежит фирме «Европоль», «Таргетом» владеют ЧП «Апия» и ЧП «Ольга», «Классом» — ООО «Укртрэйд». Что касается конкретных лиц, то было сказано: это коммерческая тайна.


 Почему у нас из этого делают тайну? Почему боятся называть имена? Разве не ясно, что люди все равно будут судачить, строить домыслы, кто хозяин — представитель властных структур, его родственники или того хуже — «бандит»? Почему боятся назвать себя, если дело поставлено образцово?


 Кто бывал в Москве, думаю, знает «Елисеевский» гастроном. Он выстоял «в огне» революции и сохранился в памяти москвичей, как магазин Елисеева. Это имя олицетворяло богатство и роскошь. Такой образ сохранял магазин и в советское время. Солидная торговая марка на все времена. Там было престижно делать покупки.


 Сегодня, коль скоро мы стали на путь капитализации, что скрывать от нас владельцам супермаркетов? Мы уже знаем имена владельцев иных футбольных команд. Из этого же не делают тайны.


 Я спросила Терехова: знает ли он в лицо владельцев супермаркетов? Ответ был ожидаемым: знает. Еще бы власти не знать! Но то, что дозволено Юпитеру… Одним словом, не для народа эта информация. Тайна. «А какие у нас тайны, — говорил известный персонаж в сказке Шварца «Голый король», — обхохочешься».


 Увы, мы больше знаем, так повелось еще с советских времен, о том, что происходит в других странах, чем в своей. Из западной прессы узнали, что Аль-Фаед купил фешенебельный супермаркет «Хэродс». Традиционно считалось престижным для богатых англичан делать покупки в этом супермаркете, где все, вплоть до упаковки, отличалось изысканностью и роскошью.


 Мы даже знаем, что королева Англии сказала по поводу просьбы Аль-Фаеда предоставить ему гражданство: приобретение даже такого супермаркета не повод для подобного решения.


 Теперь англичанам решать, оставаться ли им верными традиции делать здесь дорогие покупки. А головная боль Аль-Фаеда, как не потерять богатых, весьма требовательных клиентов.


 Видите, как все у них прозрачно. Так и должно быть в открытом гражданском обществе.


 У нас же только декларируют строительство такого общества, а действуют в старых, не лучших традициях умолчания.


 Говорят, к хорошему быстро привыкаешь. Так и мы привыкли к супермаркетам настолько, что стали замечать уже их недостатки, с которыми нам не хочется мириться. Супер — буквально «большой», но в бытовой лексике еще и «превосходный». И потому в супермаркетах не должна продаваться, скажем, прелая крупа, а такие случаи бывали, хотя на пакете была маркировка «гарантия качества». В ответ на претензии звучали ссылки на поставщика. Но это неубедительно. Мы имеем дело с супермаркетом как с торговой фирмой, у которой должен быть входной контроль. Потому к нему и претензии.


 Продолжает разочаровывать некоторых посетителей и супермаркет «Класс». С частой периодичностью пугает он покупателей уголовной ответственностью за возможно похищенный товар и без устали напоминает, что работают камеры слежения. Это не может не оскорблять добропорядочных и законопослушных граждан. Это вызывает у них дискомфорт, и нельзя исключить, что кто-то откажется от посещения этого супермаркета.


 В последнее время жителей Салтовского жилмассива будоражат слухи о том, что универмаг «Украина» кем-то выкуплен и здесь будет торгово-развлекательный центр. Терехов подтвердил, что, действительно, одна из днепропетровских фирм купила универмаг «Украина» и он будет реконструирован. Скорее всего там будет торговый центр.


 С трудом удерживает свои позиции трудовой коллектив универмага «Центральный». За его спиной идет активная скупка акций. В чьих руках окажется универмаг, узнаем позже, тогда же и о его дальнейшей судьбе.


 Думается, власть должна информировать население о подобных изменениях своевременно, ведь это касается условий жизни людей, а значит, подобные новости не должны им падать как снег на голову.


 Надо научиться создавать климат взаимного доверия. Открытость выбивает почву у домыслов. Но нам, увы, еще далеко до этого.


 

 

Расскажи о сайте:
Эту новость ещё не комментировалиНаписать комментарий
для комментирования нужно зарегистрироваться
Россия

Экономика